История нашей деревни
Деревни Ильяс (Илячево) и Кускар (Байгускарово) относились к команде старшины Сагинбая Кусякова.
Как известно из истории, 1798 года башкиры (в том числе и племя Усерган) превратились в военное казачье сословие. Они должны были охранять государственную границу за свой счет - своей лощадью, продуктами, боевой оружией и одеждой.
Граница тянулась вдоль реки Яик (Урал), а от Илячево до нее всего километров 25-35. Вдоль Яика сооружались крепости, поблизости от них - дистанции, пикеты. Пикет - место дислокации пограничного отряда, дозора.
На месте некоторых дистанций, пикетов выросли деревни. Например, деревня Новочеркаск - Разоренный на границе Оренбургской области в старину старики-башкиры называли "Бикит", "Пикэт".
Старик Ильяс вместе четырьмя сыновьями переселились в конце XVIII века (в 1787г) из Красной Мечети (Мраково) с реки Сурень.
Сначала поселились на небольшом возвышенности близ села Умань Оренбургской области (ныне села нет), затем перебрался на нынешнее место.
Относились к племени Усерган, малому роду Айыу (медведь).
По VII ревизии 1816 года в Илячево было 10 хозяйств, в них проживало 31 мужчин и 17 женщин. В список возглавляет 80-летний аксакал Шарифьян Ильясов, значит он был 1728 года рождения. Он жил со своим 25-летним сыном Абдулкаримом. У Абдулкарима были сыновья Абдулгафар, Абдульмен и Янтимер 3-8 лет. Вторым в списке записан 30-летний Исканъяр Абдульменов. Он не имел семьи. Третьим в списке значится Кунакас Ильясов 72-х лет. Он жил вместе со своим сыном Ямилисмагилом, у которого были 1 сын (Бикмухамет, 3 года) и 1 дочь (Гульзифа, 4 года).
Список далее продолжается таким образом: 67-летний Рахметулла Ильясов, имевший 3-х сыновей: Байгубак, Бурангул и Имангул. 27-летний Байгубак растил своих сыновей - 8-летних Ягафара и Мухаметамина. Второй сын Бурангул в 1814 году погиб на Отечественной войне.
Ишкильди Уразгулов, 44 года, имел 3-х сыновей (Ильяс, Гиният, Ярал).
78-летний Хатыусы (Хатайсал) Ильясов жил со своим сыном Ишбулды Ильясовым, служившим хорунжим.
Также 53-летний Нигматулла Аскаров проживал с двумя сыновьями и дочерми, и другие.
Если 1834 году в деревня состояла из 16 хозяйств, в них проживало 98 человек, то в 1889 году 39 хозяйствах проживало 453 человека. Илячево разрастается, становится деревней.
В деревне была медресе, мечеть, работала водяная мельница.
Уже в начале XX века (1911 году) там было 138 хозяйств, проживало 625 человек. Деревня разделилась на двое: "Новая деревня" и "Старая деревня".
В одно время началось переселение из одной деревни в другую людей из другой волости другого рода. Это можно видеть и на примере Ильяс-Турат.
Главнокомандующего Башкирских войск в 1834 года с 15 хозяйства (дома) 9-го кантона в 5 хозяйств (дом) того же кантона было переселено 7 семей, состоящих из 26 мужчин и 21 женщин в дистанцию "Кары" (вошли деревни Карагужа, Биктимер, Кабан и Кулсум). После присоединения кипчаков численность народа дистанции несколько увеличилось. Если по VIII ревизии там проживало 98 человек, то в конце того же 1831 года, после ревизии там проживало 135 человек.
Таким образом в Ильяс-Турате стали жить башкиры из племени Усерган малого рода Айыу и из племени Кипчак малого рода Кары.
А что же означает "Турат"?
Здесь нельзя не сказать о легендах. Прочитав легенды (их несколько) о Турате, можно понять следующее.
В нынешнюю деревню Ильяс прилетает на крылатом гнедом тулпаре жених - высматривать себе невесту. Как ни старался он не показывать своего коня людскому глазу, но не сумел оберечь его от назойливых невесток. От сглаза конь умирает. Его похоронили на невысоком холме недалеко от деревни. Отсюда пошло и название деревни "Турат" (Туры (Гнедой) + ат (конь)).
Деревни Ильяс (Илячево) и Кускар (Байгускарово) относились к команде старшины Сагинбая Кусякова.
Как известно из истории, 1798 года башкиры (в том числе и племя Усерган) превратились в военное казачье сословие. Они должны были охранять государственную границу за свой счет - своей лощадью, продуктами, боевой оружией и одеждой.
Граница тянулась вдоль реки Яик (Урал), а от Илячево до нее всего километров 25-35. Вдоль Яика сооружались крепости, поблизости от них - дистанции, пикеты. Пикет - место дислокации пограничного отряда, дозора.
На месте некоторых дистанций, пикетов выросли деревни. Например, деревня Новочеркаск - Разоренный на границе Оренбургской области в старину старики-башкиры называли "Бикит", "Пикэт".
Старик Ильяс вместе четырьмя сыновьями переселились в конце XVIII века (в 1787г) из Красной Мечети (Мраково) с реки Сурень.
Сначала поселились на небольшом возвышенности близ села Умань Оренбургской области (ныне села нет), затем перебрался на нынешнее место.
Относились к племени Усерган, малому роду Айыу (медведь).
По VII ревизии 1816 года в Илячево было 10 хозяйств, в них проживало 31 мужчин и 17 женщин. В список возглавляет 80-летний аксакал Шарифьян Ильясов, значит он был 1728 года рождения. Он жил со своим 25-летним сыном Абдулкаримом. У Абдулкарима были сыновья Абдулгафар, Абдульмен и Янтимер 3-8 лет. Вторым в списке записан 30-летний Исканъяр Абдульменов. Он не имел семьи. Третьим в списке значится Кунакас Ильясов 72-х лет. Он жил вместе со своим сыном Ямилисмагилом, у которого были 1 сын (Бикмухамет, 3 года) и 1 дочь (Гульзифа, 4 года).
Список далее продолжается таким образом: 67-летний Рахметулла Ильясов, имевший 3-х сыновей: Байгубак, Бурангул и Имангул. 27-летний Байгубак растил своих сыновей - 8-летних Ягафара и Мухаметамина. Второй сын Бурангул в 1814 году погиб на Отечественной войне.
Ишкильди Уразгулов, 44 года, имел 3-х сыновей (Ильяс, Гиният, Ярал).
78-летний Хатыусы (Хатайсал) Ильясов жил со своим сыном Ишбулды Ильясовым, служившим хорунжим.
Также 53-летний Нигматулла Аскаров проживал с двумя сыновьями и дочерми, и другие.
Если 1834 году в деревня состояла из 16 хозяйств, в них проживало 98 человек, то в 1889 году 39 хозяйствах проживало 453 человека. Илячево разрастается, становится деревней.
В деревне была медресе, мечеть, работала водяная мельница.
Уже в начале XX века (1911 году) там было 138 хозяйств, проживало 625 человек. Деревня разделилась на двое: "Новая деревня" и "Старая деревня".
В одно время началось переселение из одной деревни в другую людей из другой волости другого рода. Это можно видеть и на примере Ильяс-Турат.
Главнокомандующего Башкирских войск в 1834 года с 15 хозяйства (дома) 9-го кантона в 5 хозяйств (дом) того же кантона было переселено 7 семей, состоящих из 26 мужчин и 21 женщин в дистанцию "Кары" (вошли деревни Карагужа, Биктимер, Кабан и Кулсум). После присоединения кипчаков численность народа дистанции несколько увеличилось. Если по VIII ревизии там проживало 98 человек, то в конце того же 1831 года, после ревизии там проживало 135 человек.
Таким образом в Ильяс-Турате стали жить башкиры из племени Усерган малого рода Айыу и из племени Кипчак малого рода Кары.
А что же означает "Турат"?
Здесь нельзя не сказать о легендах. Прочитав легенды (их несколько) о Турате, можно понять следующее.
В нынешнюю деревню Ильяс прилетает на крылатом гнедом тулпаре жених - высматривать себе невесту. Как ни старался он не показывать своего коня людскому глазу, но не сумел оберечь его от назойливых невесток. От сглаза конь умирает. Его похоронили на невысоком холме недалеко от деревни. Отсюда пошло и название деревни "Турат" (Туры (Гнедой) + ат (конь)).