Одним из основных условий организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильное чередование труда и отдыха, разумная последова¬тельность различных видов деятельности. Соблюдение гигиенически обоснованного школьного режима способствует сохранению здоровья, предупреждает раннее и чрезмерное утомление и переутомление учащихся, облегчает труд учителя и делает его более эффективным. Постоянное соблюдение режима дня дисциплинирует школьников, делает их более прилежными и старательными. Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса, усиления сознательной дисциплины и интереса учащихся к занятиям, способствует нормальному физическому развитию и укреп¬лению здоровья школьников. Поэтому будущие педагоги должны знать требования, предъ¬являемые к школьному режиму, и владеть методами организации такого режима в школе, который не вызвал бы у учащихся раннего и сильного утомления. Неправильно составленный школьный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект каждого урока и ведёт к тому, что дети вынуждены разбираться в новом материале самостоятельно дома. А это, в свою очередь, нарушает домашний режим, уменьшает длительность сна и прогулок, нарушает другие составные части режима дня, что не может не отразиться на состоянии здоровья. Физиологической основой режима дня является выработка условных рефлексов. Каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем - сигналом последующей деятельности. Например: окончание перемены является сигналом для начала умствен¬ной деятельности на уроке. Условным раздражителем является и само время. Привычка на¬чинать уроки всегда в одно и то же время облегчает процесс врабатываемости, способствует сохранению работоспособности на протяжении всего учебного дня. Основными элементами школьного режима являются: 1. Продолжительность учебного года и перерывы (каникулы) в течение календарного го¬да. 2. Правильная организация приёма детей в школу. 3. Распорядок занятий в течение учебного дня и учебной недели. 4. Продолжительность урока и правильное его построение в гигиеническом отношении. 5. Организация перемен между уроками. 6. Обеспечение в помещениях школы образцовой чистоты, внешнего порядка и соблюдения всех требований школьной гигиены. 7. Правильная организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися. 8. Правильная организация и проведение экзаменов. Важнейшим элементом школьного режима является распорядок занятий в течение учебного дня и недели, т.е. расписание уроков. Составляя расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо учесть соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся. В физиолого-гигиенических исследованиях учебную нагрузку принято измерять тем временем, которое учащиеся проводят за своими рабочими местами в школе и дома во время приготовления домашних заданий. Время работы как интегральный показатель нагрузки, конечно, не совершенен, так как он не отражает её качественной специфики и не характери¬зует трудности усваиваемого материала. Вместе с тем время работы объективно отражает её длительность и поддаётся точной количественной регистрации. Другим интегральным показателем нагрузки является здоровье учащихся, которое вы¬ступает в качестве главного лимитирующего фактора, определяющего их возможности. Врачи всё больше приходят к выводу, что в основе многих заболеваний школьников лежит низкая реактивность организма, отсутствие резервов здоровья. Сегодня и в младших, и, особенно, в старших классах организм школьника работает с большой нагрузкой. Проведённые ещё в 80-х годах исследования показали, что в повседневной жизни учащихся имеют место такие факторы риска, как возрастающая учебная нагрузка, сокращение дневного отдыха и ночного сна, ежедневное длительное статическое позное напряжение, низкая двигательная активность, высокие уровни стрессовых состояний. Рабочая неделя со¬ставляла тогда у учащихся: 7-х классов - 39-51 ч.; 8-х классов - 42-54 ч.; 9-10-х классов -54-60 ч. Школьная часть нагрузки составляла: в 1-3-х классах - 24 часа, в 4-ом классе - 27 часов, в 5-7-х классах - 29 часов, в 8-м классе - 30 часов, в 9-10 (11)-х классах - 32 часа. Кроме того, в 7-м классе 1 ч факультатива, в 8-м классе - 2 ч, в 9-10(11)-х классах - 4 ч в неделю. Получается, что только на учебную деятельность из суточного времени бодрство¬вания школьники расходуют: в 7-м классе - 52-68 %, в 8-м классе - 56-72 % и в 9-10(11)-х классах - 69-77 % времени. Анализ базисного и примерных учебных планов (приложения 5, 6), расписаний уроков, а также режима дня учащихся разных школ показывает, что общая и школьная учебная недельная нагрузка значительно выросла по сравнению с 80-ми годами и, естественно, отрицательные последствия в ещё большей степени усугубились. Большая общая и школьная учебная нагрузка, недостаточные дневной отдых и ночной сон, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий в школе и в течение всего дня приводят к переутомлению детей и подростков, срыву приспособительных процессов, к усугублению имеющихся, а также возникновению и интенсивному нарастанию отклонений в состоянии здоровья. Изучение дневной и недельной динамики работоспособности позволяет утверждать, что в условиях действующего режима занятий и низкой двигательной активности общая учеб¬ная нагрузка в наших школах является чрезмерной для школьников. Она приводит к утом¬лению даже здоровых детей, но особенно сильно - прилежных и дисциплинированных учащихся. У части детей при такой продолжительности учебных занятий в школе и дома к концу дня и недели функциональное состояние ЦНС находится на грани перенапряжения. Это перенапряжение приводит к возникновению функциональных психоневрологических отклонений (расстройство сна, головные боли, вегетососудистая дистония), которые у учащихся, особенно старших классов, диагностируются сегодня частенько. Исследования (80-е годы) показали, что даже при меньших, чем сегодня, учебных нагрузках у большой части учащихся снижается деятельность второй сигнальной системы, уровень умственной работо¬способности, ухудшается внимание, память, изменяется острота зрения, удлиняется время простых и сложных условнорефлекторных зрительно- и слухомоторных реакций, возраста¬ет частота случаев последовательного торможения и срывов дифференцированных реакций, уменьшается пульсовое АД и увеличивается период восстановления гемодинамических по¬казателей и др. При этом у части учащихся развивается негативное отношение к учёбе со всеми отсюда вытекающими последствиями для самих детей, школы и государства в целом. Положительная мотивация учащихся к учебным занятиям — важнейший фактор эффективности обучения. Однако, чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся старших классов отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. В группе учащихся с постоянным наличием мотивации учиться на "отлично" особенно часто наблю¬дается повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении и здоровье. Специальные исследования учёных показали, что продолжительность суммарной учебной нагрузки в 7-8-х классах не должна превышать 6,5 часов, из них самоподготовка - не более 2,5 часов, в 9-11-х классах - 8,0 часов, из них самоподготовка - не более 3,0 часов. В указанное время входят необходимые десятиминутные перерывы через каждые 45 минут работы. Факультативные занятия являются одним из компонентов учебного режима школы, увеличивающим общую нагрузку, поэтому их организация должна отвечать некоторым гигиеническим требованиям. Количество часов, установленное типовым планом, является фи¬зиологически обоснованным. Однако эти занятия не должны включаться в расписание. Их рекомендуется проводить в дни, когда учебная нагрузка относительно небольшая, и не сра¬зу после уроков, а после перерыва, в течение которого школьники отдыхают и обедают. Они проводятся для группы учащихся (не менее 10 человек), желающих углубить свои знания по отдельным дисциплинам. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение учебного дня (рис. 1) и в течение учебной недели (рис. 2). У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1-ми 2-м уроках, на 3-м и особенно на 4-м уроке она снижается. Работоспособность учащихся средних и старших классов характеризуется относительно невысоким уровнем на 1 -м уроке, в течение которого учащиеся врабатываются в учебный процесс. На 2-м и 3-м уроках работоспособ¬ность у большинства школьников наивысшая, а на 4-м уроке она снижается. На 5-м уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением её на 6-м уроке. Утомительность и малая эффектив¬ность 6-х уроков подтверждена многочисленными исследованиями. Динамика дневной ра¬ботоспособности учащихся 10(11)-х классов отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.
Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и в сре¬ду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает ми¬нимума в пятницу. В субботу у учащихся среднего и старшего школьного возраста (за ис¬ключением 11-го класса) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмо¬циональным подъёмом в связи с предстоящим воскресным отдыхом. Если условно принять оценку работоспособности за 100 баллов, то в течение недели работоспособность учащихся старших классов выразится следующими цифрами: понедельник - 98, вторник - 105, среда - 109, четверг - 96, пятница - 95,5, суббота - 94 (М.И. Шардаков). Примерно такая же диаграмма получится при оценке работоспособности в течение учебного дня (рис. 2).
Учитывая динамику работоспособности учащихся, следует распределять изучаемые предметы в течение дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно, оно зависит от индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся. Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение. В 5-7-х классах предметами первой трудности являются математика, русский язык и иностранный язык. Для старшеклассников наибольшую трудность представляют математика, физика, а затем обществоведение и иностранный язык. Определённую трудность представляют предме¬ты, которые вводятся впервые: природоведение во 2-м классе, история в 5-м классе, физика в 7-м и химия в 8-м классах. В качестве одного из возможных способов оценки трудности уроков можно использовать ранговую шкалу трудности И.Г. Сивкова (1988). Ранговая шкала трудности учебных предметов
Учебный предмет Баллы Математика, русский язык (для национальных школ) 11 Иностранный язык 10 Физика, химия 9 История 8 Родной язык, литература 7 Естествознание, география 6 Физкультура 5 Труд 4 Черчение 3 Рисование 2 Пение 1 Данная шкала является примерной, и может корректироваться с учётом особенностей школы, класса. В зависимости от трудности предметов и динамики работоспособности учащихся и следует распределить занятия в течение учебного дня и недели. Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-3-й урок. На понедельник и субботу следует предусматривать меньшее количество учебных часов и преимущественно отводить их предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, могут быть более загруженными. Как известно, восприятие и переработка информации разного характера связана с деятельностью разных полушарий мозга, с определёнными нервными центрами. В связи с этим, при составлении расписания уроков желательно чередовать естественно-математические предметы с гуманитарными. Такое чередование различных предметов в те¬чение учебного дня создаёт благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспо-собности на всех последующих уроках. Допустимы сдвоенные уроки в старших классах по математике и литературе для выполнения контрольных работ и написания сочинений, а также по физике и химии для проведения лабораторных работ. Контрольные работы требу¬ют от школьников напряжения умственных и психических сил. Кроме того, необходимо учитывать, что наиболее полно и объективно свои знания школьники покажут тогда, когда они выполняют контрольные работы в те дни и часы, когда их работоспособность наиболь¬шая. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на послед¬них уроках. Учебная деятельность школьников включает три составных взаимосвязанных компонента: собственно умственную работу, полное статическое позное напряжение и динамиче¬скую физическую работу. Исследования гигиенистов, физиологов, клиницистов доказыва¬ют, что, начиная с первых дней систематического обучения и далее от младших классов к старшим, у школьников всё более и более в повседневной жизни начинает преобладать ста¬тический компонент, а двигательная активность снижается. Такое соотношение статической и динамической работы в режиме дня при существенной неупорядоченности других его элементов неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья учащихся. В этом плане в школе большую актуальность приобретает место в расписании и организация так называе¬мых лёгких уроков (труда, физической культуры, пения, рисования, НВП), на которых пре-обладает физическая динамическая нагрузка. Они, кроме образовательной, выполняют и разгрузочную (переключение с умственной на физическую работу) функцию. Уроки по этим предметам благоприятно влияют на функциональное состояние организма и являются мощным фактором сохранения и умственной и физической работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание (при составлении расписания они выставляются обычно первыми!), они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках. Исследования показали, что наи¬более целесообразно для уроков труда и физической культуры отводить четвёртые уроки, тогда переключение с умственной деятельности на физическую снимет утомление у уча¬щихся и повысит их работоспособность на 5-6-х уроках. Особую тревогу вызывает то, что в некоторых школах лёгкие уроки, особенно физкультура и труд, стоят в расписании до и после школьного завтрака. Общеизвестно, что нельзя приступать к физической работе сразу после приёма пищи. Наполненный желудок, подпирая диафрагму, мешает работе органов грудной клетки, а физические упражнения, как известно, вызывают большое напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, мышечная работа нарушает нормальное пищеварение, так как за счёт моторно-висцеральных рефлексов уменьшается секреция пищеварительных же¬лёз и увеличивается отток крови от внутренних органов к мышцам. При этом страдает как нервная, так и гуморальная фазы секреции желудочных и поджелудочных желёз и печени. Как правило, школьные завтраки подаются в основном после второго и третьего уро¬ков, при этом перемена составляет всего 10 минут, редко 15-20 минут. О физическом объё¬ме пищи можно судить по усреднённому меню школьных завтраков: хлеб, котлеты мясные, картофельное пюре, чай сладкий, яблоко (печенье). Притом баланс белков, жиров и углеводов и объём пищи, который имеется в школьном завтраке, продолжительность интерва¬ла между приёмом пищи и, например, уроком физкультуры должна быть, как минимум, один-два урока (60-120 минут). Установлено что, на уроках физкультуры после школьного завтрака происходит падение скорости и точности работы примерно на 60-70%, примерно такая же частота срывов дифференцировочных реакций при выполнении упражнений. При опросе учащихся по са¬мочувствию чаще звучат такие жалобы: неприятная тяжесть ("комок") в желудке, тошнота, острая боль в области живота, позывы, потливость, боли в сердце и т.д. После таких уроков физкультуры закономерно происходит увеличение обращений учащихся в медпункт. В большинстве случаев при этом у детей отмечаются такие симптомы, как боли в области желудка, кишечные колики, тошнота, головные боли, утомляемость, повышение АД и т.д. Одним из путей исключения отрицательного действия на здоровье учащихся притом же расписании целесообразно было бы проведение теоретических уроков физкультуры. При этом, кроме всего, они повысили бы привлекательность и авторитет этого предмета среди учащихся и подняли бы качественно выше образовательный уровень детей по физической культуре. При составлении расписания следует учесть тип школы, сменность, профильность класса, школы и её материально-технические условия (наличие учебных помещений и др.). У всех классов должны быть равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивном зале, учебных мастерских и т.д.; должны быть равные условия использования на занятиях ТСО, в том числе учебного кино, телевидения и ЭВМ. Руководствуясь главным принципом - расписание в первую очередь составляется для детей, нельзя забывать и учительскую сторону. При работе над расписанием необходимо заботиться о том, чтобы обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя, недопущения снижения его работоспособности в течение учебного дня, недели, при этом учи¬тывая, конечно, их учебные и общественные нагрузки. Следует предусмотреть необходи¬мые условия для работы классного руководителя, совместителей, для обучающихся в учеб¬ных заведениях на ОЗО или на курсах повышения квалификации и т.д. Следует отметить, что составление расписания в реальных условиях школы связано со многими трудностями. Очень часто по объективным и субъективным причинам в школе не¬возможно составить нормальное более или менее отвечающее принципам расписание. Например, так, чтобы во всех классах уроки по трудным предметам (математика, физика и др.) проводились только в те дни и часы, когда работоспособность учащихся наивысшая (во вторник, среду и на 2-3-м уроках) особенно в городских школах практически невозможно. Причиной бывает нехватка учебных помещений, занятость(выше ставки нагрузки) педагогов и др. Однако к совершенному расписанию все равно следует стремиться, и при этом среди разнообразных условий в первую очередь надо учитывать гигиенические моменты, обеспечивающие максимальные удобства для учащихся. Совершенно недопустимо использование некоторыми завучами расписания как инстру¬мента деления коллектива на «своих» и «врагов», способа наказания одних, поощрения других, как средства сведения счётов с «врагами», или составление расписания полностью только по личным «заявкам» учителей. При проведении урока необходимо учитывать следующие требования: • продолжительность урока (45 мин); • учет активного внимания (дети могут сохранять активное внимание в возрасте 5-7 лет - 15 мин; 8-10 лет-20 мин, 11-12 лет-25 мин; 12-15 лет-30 мин); • характер объяснения (установлено, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление); • разнообразие деятельности с использованием наглядных пособий и технических средств обучения. Преподавание (особенно в начальной школе) должно в большей мере строиться на чувственном восприятии, на использовании первой сигнальной системы, преобладающей у детей над второй сигнальной системой; • организация физкультминуток. Проведение физкультминуток необходимо на каж¬дом уроке в начальных классах, и на 5-6-м уроках в средних и старших классах. Упражнения должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклоны туловища, вращение головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп), упражнения для мелких мышц кисти, упражнение для профилактики переутомлении глаз; • правильная посадка. С точки зрения школьной гигиены очень важна правильно продуманная структура урока. Наиболее распространена четырёхэлементная структура урока, включающая опрос, из¬ложение нового материала, его закрепление и домашнее задание. По мнению многих исследователей структура урока должна быть достаточно гибкой с учётом физиолого-гигиенических требований. Учитывая динамику работоспособности, во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необхо¬димо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой ра¬ботоспособности (в начальной школе этот период составляет 15-20 минут, в средних и старших классах 20-30 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т.к. развивается утомление. Не рекомендуется наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос, дополнительные задания, лучше это время посвятить изложению ново¬го материала. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 мин; вместо одной большой перемены допускает¬ся устраивать 2 перемены по 20 минут каждая. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 часа, в 3-4-м - до 2 часов, в 5-6-м - до 2,5 часа, в 7-8-м - до 3 часов, в 9-11-м - до 4 часов.